Официальный сайт

   Анатолий Руденко  |  Главная  |  Сайт  |  Фан-клуб  |     |    |  Контакты  |  Ссылки  

 
 сделать стартовой
       
добавить в избранное   

 Официальный сайт Анатолия Руденко  

 

 Пресса

Культура, 26 января 2006 года

Ирина Алпатова

 

В любви все возрасты проворны

Традиция постановки бенефисных спектаклей для наиболее ярких звезд отечественной сцены у нас никогда не прерывалась, а в последние сезоны ее проявления даже участились. Хотя здесь важна одна очень существенная деталь - хорошо, если спектакль не просто выстроен вокруг одного персонажа, а представляет собой достаточно гармоничное зрелище. Тогда он способен убить сразу двух зайцев - признаться в любви бенефицианту и представить качественное действо, каждому участнику которого есть что сказать. Спектакль Театра Российской Армии "Школа любви", по счастью, получился именно таким.

 

Название "Школа любви" обманчиво в своей новизне. На самом-то деле в основу постановки легла вещь, достаточно известная в театральном мире - роман Коллинза Хиггинса "Гарольд и Мод". Что ново, так это инсценировка, а вернее, практически оригинальная пьеса, сочиненная по мотивам романа режиссером Андреем Житинкиным. Она, впрочем, отнюдь не ломает сюжетных концепций, просто перебрасывает известную историю в наши дни, где задействованы мобильные телефоны и компьютеры, а невест для Гарольда его мать ищет в Интернете.

 

Главное же остается неизменным - внезапная и странная любовь юного Гарольда к 80-летней Мод и все накрученное вокруг этого нестандартного романа. Из этой истории можно сделать как водевиль, так и слезную мелодраму. Житинкин настаивает на жанре трагикомедии с явным сентиментальным налетом. И кажется, это идет прежде всего от личности актрисы, исполнительницы роли Мод, - Людмилы Касаткиной, которой неинтересно играть просто забавный, хотя и местами лирический анекдот.

 

Андрей Житинкин известен как мастер острой театральной формы и всяческих экстравагантных зрелищ. Но на сей раз он решил этим отчасти пренебречь, крупным планом подав зрителям не столько режиссера, сколько артистов, которые составили весьма сплоченный и гармоничный ансамбль. Правда, вообще без "формы", конечно же, не обошлось, и в этом немалая заслуга сценографа и художника по костюмам Андрея Шарова, постоянного соавтора Житинкина. Сцена ограничена по периметру каким-то дощатым строением с попеременно открывающимися дверями, в середине - нечто похожее на стог сена. По бокам - два странного вида фикуса, заменяющие спинки кресел. При известной трансформации этот нехитрый антураж, находящийся на стыке реальности и фантазии, может представлять любое место действия - квартиру Гарольда, комнатку Мод, церковь, кладбище, берег моря и т.д.

 

В этом спектакле Житинкина редко услышишь полутона, нюансы и прочие "тонкие" вещи - здесь все откровенно, порой грубовато, актеры пишут не пастелью, но яркими, размашистыми мазками. Впрочем, не перегибая палку. И в этом безусловный лидер - Лариса Голубкина, мать Гарольда. Энергичная светская дама со звучным голосом - настоящий кладезь энергии. Благо ей есть куда ее направить - на "спасение" не вполне адекватного сыночка Гарольда (Анатолий Руденко), который и публику-то поначалу успевает как следует напугать. Лишь только открывается занавес, мы видим этого юнца, неспешно раскачивающегося в петле. Это потом уже выяснится, что он вообще большой любитель инсценировки самоубийств, для чего у него имеется разнообразный инвентарь - скелет в красных носках, отрубленная рука и тому подобные вещи. Всем этим очень удобно пугать интернет-невест (все трое - в виртуозно-комедийном исполнении Екатерины Климовой).

 

Так все и движется по замкнутому кругу: Гарольд чудит - мама ищет невест - те приходят и падают в обморок - Гарольд снова чудит. Но до поры, пока однажды на кладбище (Гарольд - еще и большой любитель похорон) он не встречает замечательную старушку, которая везет на тачке украденное где-то деревце, чтобы посадить его на погосте. Впрочем, назвать Мод - Касаткину старушкой весьма проблематично. Иногда актрисы играют ее этакой вечной девочкой, по недоразумению заключенной в зримую оболочку хорошо пожившей дамы. Людмила Касаткина, по счастью, этого избежала. Ее Мод - просто женщина без возраста, не желающая обрастать старческими привычками, но и не педалирующая юношескую прыть. Она крадет в зоопарке тюленя, бьет чечетку, забирается на дерево - и все это совершенно естественно, так что вопрос о возрасте просто не возникает.

 

Но сосредоточиться на этом лишь озорстве режиссеру и актрисе, видимо, показалось мало. И во второй части спектакля все это дополняется трагической историей подлинной жизни Мод - со старыми фотографиями, концлагерным номером на руке, воспоминаниями об ушедших в мир иной близких. Мод - Касаткина становится более строгой, печальной. И быть может, именно эта глубина, а не только легкомысленное кокетство и привлекают молодого Гарольда - Руденко к этой весьма нестандартной женщине. Да так, что он уже готов надеть ей на палец обручальное кольцо.

 

Финал этой истории сделан по рецептам традиционной мелодрамы, что, вероятно, идет слегка вразрез с более легким и энергичным настроем, стилем всей постановки. Умирающая Мод - Касаткина откинулась в кресле, рыдающий Гарольд - Руденко замер у ее ног. Без этой уступки "слезному" жанру вполне можно было бы обойтись, ведь главным героем спектакля все-таки была жизнь, а не столь красивая смерть.

 Назад в прессу  

Присылайте нам статьи об А.Р. или о фильмах, в которых он снимался!
anatoly-rudenko@yandex.ru

 Официальный сайт Анатолия Руденко ©
Копирование материала без соглашения с администрацией запрещено!

Студия "
_Ромашка_Design" 2008-2009 г.